|
|
Новости
00:00
возникновение часов на РусиПервое литературное упоминание о европейских башенных часах можно встретить в «Божественной комедии» Данте, написанной между 1313 и 1321 годами. Из документальных источников известно, что в 1360 году башенные часы с колоколами были установлены в городе Майнце, в 1401 году — на соборе в Севилье и в 1405 году — в городе Любеке... Когда русские люди впервые стали изготовлять приборы для измерения времени, пока точно не известно. Но следует отметить, что еще в XI веке летописцы Великого Новгорода указывали не только дни, но и часы наиболее значительных событий, свидетелями которых они были. До самого начала XV века на Руси не встречается механических часов, и в древности, надо полагать, народ узнавал время по природным показателям: с восходом солнца вставали, в полдень обедали, с закатом солнца кончали работу и спешили на ночлег. Ночное время определяли по луне, звездам да пению петухов. Позже пользовались солнечными и песочными часами. Относительно механических башенных часов с достоверностью можно сказать, что уже в XV веке на Руси, и в частности в Москве и в Новгороде, было значительное число мастеров, изготовлявших такие приборы для измерения времени. Об устройстве в Москве первых башенных часов сообщают наши летописи. В соответствии с принятым в те времена летосчислением писец указывает: «В лето 6912 (1404 год)... князь Василий замыслил часник (часы.— Б. Р.) и поставил их на своем дворе...» Смастерил часы ученый монах Лазарь Сербии. Этот инок пришел с гористого мыса Афон на восточном побережье Балканского полуострова, где находилось несколько православных монастырей, распространявших византийскую культуру среди славянского населения. Появление Лазаря при дворе московского великого князя объясняется тем, что на рубеже XV века греки, сербы, болгары, теснимые на Балканах турками, часто искали приюта в единоверной им Москве... Часы, созданные Лазарем Сербиным, считались невиданной диковинкой и были водружены умелыми московскими мастерами на самом видном месте одной из башенок белокаменного Кремля, недалеко от того места, где сейчас находится Благовещенский собор. Это были единственные тогда во всей Руси башенные часы. Да и само слово «часы» в смысле прибора для измерения времени в русских письменных источниках появилось впервые лишь в конце 1404 года. Для обозначения этого нового на Руси прибора употреблялись и другие слова — «часник» и «часомерье», но они в русском языке не удержались. Второе из них возникло, по-видимому, как буквальный перевод греческого слова «хронометр» (chronos — время + metreo — измеряю). Изображение первой московской часозвони (башня с боевыми часами) есть в Лицевом своде (издан в Москве в третьей четверти XVI века, представляет собой шесть массивных томов иллюстрированной русской истории XII—XVI веков). Глядя на цветную миниатюру, мы будто смотрим в своеобразное окно на исчезнувший мир Древней Руси. На переднем плане рисунка изображены стены, башни и ворота Кремля. Посреди двора на троне, с пышной подушкой, сидит сам великий князь Василий Дмитриевич. Перед ним в монашеской одежде стоит Лазарь Сербии. Судя по жестам, князь и монах оживленно беседуют, причем Лазарь, наверное, рассказывает князю о часах, которые находятся тут же рядом на башенке, напоминающей древнерусские звонницы. Рисунок дает нам некоторое представление и о самом приборе времени. На циферблате по кругу расположены «указные слова»,— церковнославянские буквы А, В, Г, Д, Е, S, 3, И, в, I, AI, BI. Применяемая сейчас система арабских цифр — сравнительно новая. Россия знает ее лишь около трех столетий» До 1702 года цифры на Руси обозначались буквами?" А — 1, В — 2, Г — 3, Д — 4, Е — 5, S (зело) — 6, 3 — 7, И — 8, в (фита) — 9, I (ижица) — 10. А свыше десяти обозначались комбинации из двух цифр: AI — «один на десять» — одиннадцать, BI — «два на десять» — двенадцать.
Итак, перед нами голубой циферблат, центр которого орнаментирован, а по кругу обозначены цифры от 1 до 12. Стрелок на циферблате нет. Вероятно, вращался сам часовой круг, как это было в более поздних вариантах русских часов. Под циферблатом свешиваются три голубые гири. Средняя — большая и две маленькие по бокам. Современник, выражая свое восхищение, писал, что часы эти «на всякий же час ударяют молотом в колокол, размеряя и считая часы нощные и дневные; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и само-движно, страннолепно (очень красиво — Б. Р.) некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено» (Троицкая летопись). Рассказ о том, что часы ударяли (звонили) «человековидно», говорит о наличии при часах механизированной фигуры, которая и служила звонарем. Подобные механизированные фигурки людей, ударяющие молотом в часовой колокол, уже встречались в башенных часах крупных западноевропейских городов XV века и получили известность главным образом под французским словом «жакемары». Но-на миниатюре Лицового свода мы видим иное приспособление для боя — простой вертикальный стержень с молотом, который острым концом направлен к колоколу, висящему в небольшой арочке. Разницу в описании и изображении часов можно объяснить тем, что миниатюра создана не с натуры, а лет эдак 150 после установления «часника», когда ни Лазаря, ни князя, конечно, не было в живых, да и сами часы едва ли дошли до XVI века. По всей вероятности, эта сцена перерисована с другого, более древнего рисунка, а часы художник изобразил современные ему. Воскресенская же летопись добавляет, что часы Лазаря Сербина были «чюдно велики и с луной», то есть показывали фазы луны. Восхищение новой диковинкой, какой до сих пор еще не знала Русь да и мало кто знал тогда и во всем мире, было столь велико, что летописцы буквально не находили слов, чтобы его выразить. Великий же князь не поскупился на громадную по тому времени сумму и за установку часов уплатил «полувтораста рублей» — около тридцати фунтов серебра (150 рублей начала XV века равнялись примерно 20 тысячам золотых рублей начала XX века). Часы Лазаря Сербина долгое время были единственными не только в Москве, но и на всей Руси. Лишь десятилетия спустя башенные часы появились и в других городах Русской земли. В 1435 году часы были водружены на каменном столпообразном сооружении — знаменитой Евфимьев-ской часозвони в Великом Новгороде. Несколько позже, в 1476 году, часы устроили в Свя-тогорском монастыре города Пскова. По свидетельству летописца, «владыко Феофил приехал во Псков декабря 24 и часы повеле своим мастерам самозвонные поставить во Святогорском дворе, а тыя часы сам же владыко со своим боярином Автономом приела в дом Жи-воначальныя Троицы». Все эти часы устанавливались талантливыми русскими мастерами, но, к сожалению, в источниках нет точных указаний о строителях часозвонь и часов. Изредка промелькнет в летописях имя или прозвище основоположников русского часостроения, и только редкостные произведения механического искусства XVI — XVIII веков, сохранившиеся до наших дней, рассказывают нам о высоком мастерстве русского народа. Образцы некоторых из сохранившихся приборов времени прошлых веков находятся в Органной палате музея-заповедника «Коломенское». Самые древние из дошедших до нас — это часы бывшего Соловецкого монастыря, который находился на большом острове недалеко от Онежской губы холодного Белого моря. Часы изготовлены в 1539 году новгородским мастером Семеном Часовиком. Об этом свидетельствует надпись, идущая вокруг среднего большого колеса механизма: «Зделаны бысть сии часы на Соловки, а делал архиепископов мастер Семен Часовик». Здесь же указан и год изготовления столь редких часов. Интересно отметить, что все многочисленные детали механизма — кузнечной работы, на них хорошо видны следы ковки. Исследование кузнечного дела показывает, что русские кузнецы уже к XII веку достигли высокого мастерства и научились работать виртуозно. Тонкие кружевные кольчуги, великолепные защитные шлемы, художественные украшения, острые клинки, кинжалы, даже пушки вырабатывали русские кузнецы. Они изготовляли и тщательно отделывали предметы быта: хитроумные замки, ключи, дверные ручки, скобы и даже шляпки гвоздей украшали узорами. Древние кузнецы были первыми ювелирами. Путем тонкой ковки они выделывали различные украшения. Мастер-кузнец каждое изделие делал с начала и до конца сам. Он подбирал материал, ковал заготовки, отделывал и собирал части в единое целое. Только впоследствии изготовление сложных изделий — замков и часовых механизмов, разделилось на отрасли. Но до тех пор пока ремесленник все основывал на силе и ловкости своих рук, число механических изделий было весьма незначительно, как и число искусных мастеров. Изготовляемые ими часы стоили до такой степени дорого, что их могли приобретать только государственные учреждения, наиболее крупные монастыри и кафедральные соборы. Такие часы и были приобретены в первой половине XVI века Соловецким монастырем у Семена Часовика. Вероятно, Часовик — это не фамилия мастера, а прозвище. Можно предположить, что мастер изготовил не один часовой механизм, коль за ним закрепилось прозвище, вошедшее в старинные записи. Механизм, изготовленный Семеном Часовиком, интересен не только тем, что он железный, кованый. Система колес в этих часах приводилась в движение силой тяжести многопудовых гирь. А как регулировался равномерный ход часов? Специалисты предполагают, что в соловецких часах не было привычного нам регулятора хода — маятника. Его роль выполнял «билянец» — своеобразный балансир, похожий на коромысло, которым на Руси испокон веков переносили тяжести. На плечи «билянца», жестко насаженного на вертикальную ось, тоже вешали груз, и если часы спешили, то его двигали в одну сторону, отставали — перемещали в другую. Рядом с соловецкими часами в Органной палате заняли место часы с крепостной звонницы Пафнутьев-Боровского монастыря Калужской области. Они на сто лет моложе своих соседей, но тоже выполнены вручную, как говорят документы, мастером Рязанцевым. Механизм этих часов уже несколько сложнее, регулятором хода служит маятник, и есть колокола для часового боя. Тщательная работа мастера свидетельствует о том, что он был хорошо знаком с законами механики, физики и методики обработки металла. Его часы раза в три меньше соловецких, у них тоньше валы, чище шестерни. Судя по конструкции механизма, мастер часов применил математические расчеты при изготовлении специального счетного колеса, необходимого не только для подачи звукового сигнала, но и для отбивания полного часа. Здесь же показан часовой механизм, который в XVIII веке находился над въездными воротами коломенского дворца. Впервые башенные часы появились в Коломенском в 1673 году, когда деревянные ворота были заменены каменными с двумя проездами и часовой башней над ними. Часы изготовил мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий, который жил в нищете и беспраипи и писал царю в челобитной: «...а годового денежного и хлебного жалования не дают ничего, и оттого я, холоп твой, оскудел и одолжал великие долги». Сохранилось известие, что тот же Петр Высоцкий изготовил и установил перед воротами фигуры больших деревянных львов в бараньих шкурах. Внутри львов находились часовые механизмы, пружины которых заставляли львов дико вращать глазами и по временам издавать страшный рев. Воспитатель царских детей, ученый, писатель Симеон Полоцкий, записал: «...яко живые львы, глас испущают, глазами движут, зияют устами, кажется, хощут ходити ногами». <!--[if !vml]--><!--[endif]-->
Подобно львам были искусно сделаны и часы над воротами. Это были часы-куранты, обращенные циферблатом в сторону дворца. Голубой диск — «указной круг» — имел буквенное обозначение и вращался под неподвижно укрепленной стрелкой. В шатровой восьмигранной башне над часами висели восемь перечасных колоколов, вызванивающих четверти, и один колокол боевой, по которому на исходе каждого часа ударял молот, укрепленный на специальной подставке. Здесь же висел большой снолошный колокол, извещавший народ о пожарах, набегах врагов. В конце XVIII века механизм часов Петра Высоцкого был заменен новым, который имел большой синий циферблат с двойным диском. Меньший, внутренний диск вращался в течение лунного месяца и через специальную фигурную прорезь показывал фазы луны. На большом диске были римские золоченые цифры, мимо которых скользили ажурно-копьевидные стрелки. Этот механизм действовал более ста лет. В начале XX века он был сильно поврежден и теперь находится в Органной палате музея. Интересен часовой механизм из Перервы уже заводского производства. Часы изготовлены в 1863 году мастером Иваном Юриным. Это часы-куранты. Всякому, наверное, известен принцип действия обыкновенной музыкальной шкатулки, изобретенной несколько столетий назад, но особенное распространение получившей в XVIII и XIX столетиях, когда даже карманные часы, портсигару и табакерки воспроизводили какую-нибудь мелодию или небольшую пьеску. Музыкальный механизм шкатулки имеет так называемый программный цилиндр, на поверхности которого укреплены в соответствующем для данной мелодии порядке короткие штифты. При вращении цилиндра они поднимают и опускают тонкие металлические пластинки, заставляя их звучать. В часах И. Юрина тоже есть программный цилиндр, даже цвлых четыре. На поверхности цилиндров сделаны выступы. Задевая за них, приводы от колоколов оттягивали молоточки, которые в определенной последовательности ударяли по колоколам и вызванивали мелодию.
Мы рассказали о часовых механизмах XVI—XIX веков. Все они экспонаты и, конечно, не работают. Но за время осмотра их над нами через каждые 15 минут раздавался перезвон колоколов и по истечении полного часа отбивал удар за ударом большой колокол. Это исправно несли службу времени современные часы Коломенского, хотя современными их назвать можно лишь условно. Механизм часов изготовлен в конце прошлого века и стоял на третьем ярусе Сухаревой башни, которую снесли в 1933 году в связи с реконструкцией Садового кольца. |
© agruiwdoxmi |